«Волшебный Петербург» Алексея Сильникова: очередное признание в любви великому городу в месте его зарождения

«Волшебный Петербург» Алексея Сильникова: очередное признание в любви великому городу в месте его зарождения
«Волшебный Петербург» Алексея Сильникова: очередное признание в любви великому городу в месте его зарождения

- Алексей, это далеко не первая Ваша выставка вообще, и в Петропавловской крепости, в частности…

- Одиннадцатая за два последних года, если быть точным.

- …В чем ее отличие от предыдущих, чем она знаменательна для Вас?

- Начну с того, что я начал участвовать в выставках с 2009 года. Сначала это были коллективные выставки – на мой взгляд, очень напоминающие встречи одноклассников и рассчитанные на большого «любителя». Параллельно я участвовал во всевозможных фотоконкурсах. На этом начальном этапе моей выставочной деятельности я понял, что любой конкурс – это попытка ограничить формат. Равно как вся коммерческая фотография диктует художнику четкие требования, предъявляемые заказчиком. Остальная же часть фотографии – любительская – не соответствует никаким требованиям: «я так вижу». И суждения относительно фоторабот также высказывают люди, которые «так видят». Любительская фотография далека от искусства. В моем понимании художественное искусство – это классики: Репин, Айвазовский…Их творчество естественно, понятно человеку. А когда в игру вступают «двойные смыслы», это, безусловно, очень интересно, но это совершенно другой жанр, не художественный, скорее – «арт», жанровая фотография.

Придя к таким выводам, я отошел от выставочной деятельности вплоть до августа 2014 года, когда московское издательство ЭКСМА предложило мне издать альбом из 100 фотографий про Санкт-Петербург. Мы сделали подборку, и тут возник вопрос – как эту книжку представить? Я решил попытаться совместить приятное с полезным и обратился в директорат группы музеев «Исаакиевский собор». Результатом разговора с директором музея-памятника Николаем Буровым стала выставка в Смольном соборе. Нам пришлось работать с крупным форматом фотографий, заполняя огромное пространство собора. Также по ходу подготовки к выставке пришлось менять общепринятый формат открытия. Усилия оказались не напрасны: на открытие выставки присутствовало 650 человек при вместимости собора 700 человек. Именно тогда, с легкой руки Николая Витальевича Бурова, после успеха экспозиции в Смольном соборе рекомендовавшего меня коллегам в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, и состоялся мой первый «заход» в Петропавловскую крепость. Поначалу малоформатные образцы фотографий малоизвестного художника не впечатлили директора  Музея Александра Калякина. Художник был никому не известен, образцы фото маленького размера не впечатлили. Все изменилось после открытия, когда фотографии совершенно по иному «заиграли» в пространстве Петропавловской крепости, а устроители выставки задали мне вопрос – почему Вы раньше у нас не выставлялись?

Вообще та выставка прошла в таком рутинном режиме, оставив ощущение незавершенности.
После этой выставки у меня было много выездных выставок: я представлял город в республике Соха, в Архангельске, Прибалтике и дальнем зарубежье – в Шанхае, Авиньоне, Дрездене… И вот снова Петропавловская крепость.

- Можно ли сказать, что сейчас Вы точно знали, какой должна быть экспозиция?

Она вышла на новый уровень. Это первая моя выставка, которая организована и будет проходить на самоокупаемости. До этого момента мои выездные экспозиции финансировались из бюджета города. Сейчас же мы разработали так называемую партнерскую программу, которая позволит нам пойти дальше, чем просто демонстрировать виды Санкт-Петербурга. Получилась полноценная экспозиция с несколькими подразделами. Кроме того, как театр начинается с вешалки, нынешняя выставка будет начинаться с церемонии открытия, которой мы уделили особое внимание.

- Как Вам работалось в новых залах бывшего Государева бастиона?

- Выставка проходит в четырех узких залах, которые можно линейно пройти, войдя через вход и выйдя через другой выход. В отличие от того же Смольного собора, где требовалось ограничить его огромное пространство, здесь пространство уже создано и нужно лишь расположить работы максимально выигрышно.

- Вы сказали, что нынешняя выставка состоит из нескольких подразделов. Это значит, что помимо Вашей «коронной» темы Санкт-Петербурга появились какие-то другие сюжеты в Вашем творчестве?

- Да, в открывшейся выставке представлен новый раздел, который был впервые  заявлен на выставке в Смольном соборе как дополнительная экспозиция к общей массе работ с прицелом на будущую выставку. Подраздел «Волшебного Петербурга» - «Иная планета» - серия небычных абстрактных фотографий, увидев которые люди сразу задают вопрос – а где ты видел такое? И мне хочется ответить – где-то не на этой планете точно! В лучшем случае – на Северном Полюсе, либо вообще в других измерениях и пространствах. Отсюда и родилось название «Иная планета». У меня есть традиция: 1-го января, когда большинство моих друзей и знакомых спят после встречи Нового года, я иду на Финский залив фотографировать эти волшебные места. И так за несколько накопилось значительное количество работ, представляющих необычные фигуры, силуэты и барханы. Причем эффект зачастую такой, что от настоящего бархана действительно не отличишь. И люди действительно бывают поражены тем, что это потрясающее великолепие находится совсем рядом!

- Возвращаясь к Вашей любимой теме: как Вы находите новые места и ракурсы в городе, который, кажется, полностью запечатлен в фотографии? Для Вас эта тема неисчерпаема?

- Каждый год в январе – феврале меня окутывает паника: год начался – как жить? что делать? Считается, что в Петербурге 20-25 мест, которые можно снимать постоянно, А дальше что?

Но потом я вставал ранним утром и шел по городу, проходя каждый раз одни и те же места, и в который раз убеждался, что каждый раз одно и то же место выглядит по-разному! Огромное значение имеет комбинация погоды, времени и места. Практически всегда, приходя в одно и то же место, я нахожу разные варианты. Есть уже какие-то проверенные приметы: обычно, когда вечером идет дождик, утром очень красиво в определенных местах. Самый идеальный месяц для съемки – это апрель, потому что именно в апреле идут самые идеальные отражения на воде. Пройдите в апреле с 4-5 часов утра по набережной, и вы в этом убедитесь! Утренний Петербург совершенно особенный: он, как живой человек, находится в полудреме. И практически в каждый мой утренний выход я обнаруживаю что-то новое в его облике. А ведь что такое встать рано утром? Это вызов самому себе. С каждым годом все сложнее и сложнее заставлять себя делать это, к тому же не имея стопроцентной гарантии, что будет найден подходящий материал. Но бывают счастливые дни, когда за несколько утренних прогулок ты можешь отснять материала на целый год, и тогда все недосыпы окупаются сторицей.

- Не могу не спросить о Ваших планах.

- Моя глобальная цель – продолжить устраивать выставки, чтобы на каждую из них люди приходили за какими-то новыми впечатлениями. А в ближайших планах – осуществить давнюю задумку по созданию еще одной тематики - «История малыша в Петербурге» или «Сны малыша о Волшебном Петербурге»: наш волшебный город будет представлен глазами маленького человека, а значит, в жтих работах будет больше чистоты и непосредственности.




Возврат к списку