Традиционные «Угловские чтения», проводимые под эгидой ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова, в этом году приобрели особое звучание. В год, когда мы отмечаем 115-ую годовщину со дня рождения Федора Григорьевича Углова, по праву считающегося новатором отечественной хирургии, которого знаменитый американский кардиолог Майкл ДеБейки назвал «национальным достоянием России», его ученики и последователи выводят российскую хирургию на новый уровень. Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г.Углова принял участие в этом значимом в медицинском сообществе событии.
«Инновации в профессиональной подготовке врача-хирурга» - VI-ая Мемориальная научно-практическая конференция с таким названием прошла 29 октября 2019 года на кафедре госпитальной хирургии № 2 с клиникой имени академика Ф.Г.Углова. Она собрала ведущих хирургов двух столиц для обсуждения современных тенденций подготовки будущих хирургов.
«Первичная подготовка врача-хирурга: трудности и нерешенные вопросы», «Критерии оценки качества подготовки хирурга: реалии и перспективы», «Освоение манипуляций в профессиональной подготовке хирурга. Цель старая, возможности новые», «Симуляционные технологии в обучении хирургов», «Частные центры симуляционного тренинга в хирургии и медицинские вузы: конкуренция или вместе решаем государственную задачу?» - вот лишь часть тем, обсуждавшихся на конференции. И о какой бы самой последней инновации в области манипуляций и симуляционных технологий, применяемых сегодня для обучения будущих хирургов ни шла речь, докладчики неизменно апеллировали к уникальной хирургической технике Ф.Г. Углова, которую тот отрабатывал годами, завязывая свои знаменитые узлы вслепую в ящиках стола и перештопав гору носков.
Ф.Г. Углов, на протяжении многих лет являвшийся наставником студентов одного из ведущих медицинских вузов страны, всегда говорил об особом предназначении хирурга и о важности воспитания молодых медиков в духе исключительно гуманного отношения к больному. Известно много высказываний академика на эту тему. «…Что бы я ответил, если бы меня спросили: какие проблемы существуют сегодня в медицине, что следует считать главным? Я не стал бы перечислять болезни, и поныне непобеждённые, — это известно. Не стал бы упоминать о нехватке у нас стационарных мест или о задачах улучшения технического оборудования больниц, — это поправимо. Проблемой проблем остаётся чуткость врача к больному, и её не решить только прослушиванием курса лекций по деонтологии, — тут сказываются недочёты в системе воспитания. … Поэтому, обращаясь к молодым людям, раздумывающим о профессии для себя, я говорю: «Если у Вас жестокое сердце, если не чувствуете сострадания к больным — не идите в медицину! Ибо здесь должны работать люди с повышенной отзывчивостью на человеческое горе!»
Академик Углов считал гуманизм русской медицины ее высшим качеством, ее знаменем. Тема необходимости сохранения и дальнейшего развития этого качества красной нитью проходит через многие его произведения. Так, например, в статье «Пути развития клинической медицины в ХХI веке» он говорит об исключительной важности роли врача-наставника, который не только сам обязан «…сохранить гуманистические принципы и перенести их в XXI век, но всемерно развивать их и через своих учеников передать на все будущие поколения».
Идеи великого хирурга, несомненно, разделяют и участники конференции. Рассказывая о новейших методах обучения будущих хирургов, многие из которых уже внедрены и работают в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны, докладчики вновь и вновь обращались к заветам Ф.Г. Углова, считавшего, что теория в виде лекций, семинаров и т.д. сильна только тогда, когда подкреплена практической работой в клинике при вузовской кафедре. Эту тему замечательно развил в своём выступлении на заседании круглого стола в рамках конференции ученик Ф.Г. Углова, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии № 2 с клиникой ПСПбГМУ имени академика И.П.Павлова Сергей Михайлович Лазарев. Вот главные тезисы его доклада.
«Ремесло и школа. …Зачем нужна школа, если есть учебники? А кто внедрит знания в головы учеников? Кто разъяснит и покажет, как нужно обследовать больного и делать операции (манипуляции)? Зачем нужна церковь в наше время, если есть книга (Библия)? В кто научит вере в БОГА?»
«Обучение хирургии. 1. ТЕОРИЯ в виде лекция, семинаров, вебинаров и т.д. 2. ПРАКТИКА в клинике у постели больного (диагностика, обследование, постановка диагноза), в перевязочной (нюансы и особенности), операционной (распознавание деталей заболевания, их интерпретация, мгновенное принятие правильного решения и выполнение операции высочайше грамотно).»
«Стандарты. Стандарты разрабатываются в хирургических ШКОЛАХ. Без школы стандарты ведут к фельдшеризму хирурга, отсутствию понимания деталей патологического процесса, лечению болезни, а НЕ БОЛЬНОГО. Стандарты нужны тогда, когда нет времени ДУМАТЬ или когда НЕЧЕМ ДУМАТЬ. Стандарты ведут к роботизации, превращению хрургов в рабочих, у которых вместо станка – больной.»
Об исключительной актуальности «угловских» взглядов на профессиональную подготовку врачей-хирургов говорила на конференции директор Фонда имени академика Ф.Г. Углова Алена Викторовна Новгродова. Она представила документальный фильм «О долгой и счастливой жизни. Доктор Углов и его друзья», снятый Иркутской ВГТРК, который наиболее ярко демонстрирует гений Углова-хирурга.
Присутствовали в зале и ближайшие родственники Федора Григорьевича – вдова Эмилия Викторовна Углова-Стрельцова и внучка Анастасия Углова – своеобразная преемственность поколений знаменитой фамилии. Эмилия Викторовна тепло поблагодарила организаторов конференции за трепетное отношение к памяти Федора Углова и выразила уверенность в том, что идеи замечательного хирурга будут развиваться во благо людей.