Вот уже более полувека ежегодно 27 марта мы отмечаем Всемирный день театра. Решение о праздновании World Theatre Day было принято на IX конгрессе Международного института театра в 1961 году, и с тех пор широко отмечается театральной общественностью и простыми людьми, любящими это древнейшее искусство.
Федор Григорьевич Углов всю свою жизнь был неразрывно связан с театром. Во-первых, он был завзятым театралом, обожал и хорошо знал это искусство. Во-вторых, сын академика Григорий Федорович Углов, известный петербургский композитор, также связал свою жизнь с театральным искусством: он пишет музыку к театральным постановкам.
Накануне Всемирного дня театра мы встретились с Григорием Федоровичем Угловым и задали ему несколько вопросов.
- Как получилось, что в семье врачей вырос музыкант?
- Я увлекся музыкой с детства. Родители заметили это и всячески старались поддержать мой интерес. И отец, и мама сами отлично разбирались в музыке и в театральном искусстве, поэтому я мог делиться с ними всеми вопросами и всегда получал поддержку и добрый совет.
Позднее, когда музыка стала моей профессией и делом жизни, отец стал главным критиком, был на всех премьерах и, уже будучи в самом солидном своем возрасте, приходил на спектакли.
- Как Вы считаете – музыка для театра – это особый жанр?
Безусловно. Музыкальное оформление - это, если можно так выразиться, отдельная отрасль в театральном искусстве, такая же, как, например, художественное оформление. Я пишу музыку под конкретное сценическое воплощение, и у нее своя роль в спектакле.
- Вы могли бы выделить какую-то из своих работ?
- Из последнего – это «Братья Карамазовы» по Достоевскому, довольно нашумевшая постановка Григория Козлова на сцене театра «Мастерская».
- Вы говорите, что Федор Григорьевич был истинным театралом. Как он находил время на посещение спектаклей в своем плотном графике? Были ли у него друзья из мира театра?
Да, отец любил театр и при каждой возможности посещал спектакли. Причем любил посмотреть ту или иную постановку именно перед предстоящей сложной операцией – это был, своего рода, сброс напряжения перед экзаменационным испытанием.
Что касается друзей-актеров, то я бы назвал народного артиста СССР, солиста в то время Кировского театра, замечательного баса Бориса Штоколова и народного артиста СССР, актера в то время Пушкинского театра Игоря Горбачева. Их связывали, действительно, очень теплые отношения. И Борис Тимофеевич, и Игорь Олегович неоднократно бывали у нас в гостях, приезжали на дачу в Комарово и вели с отцом долгие разговоры об искусстве вообще и театре в частности. Отец как-то по-особому вдохновлялся после таких встреч и, как мне казалось, переносил это вдохновение к себе в операционную.