"Геликон-опера" и Фонд академика Углова успешно представили в Эстонии историю доктора Гааза

Алена Викторовна, как получилось, что спектакль московского театра «Геликон-опера» попал «в поле зрения» руководства Фонда академика Углова? Как случился этот проект?

Живя в Москве, я и члены моей семьи стараемся отслеживать наиболее значимые события в культурной жизни столицы. И, конечно же, мы отреагировали на анонс о новом спектакле театра «Геликон-опера» - «Доктор Гааз»
Во–первых, мы были приятно поражены реконструкцией, которая была проведена в здании театра на Большой Никитской улице. Особенно меня поразил новый, расположенный под землей зал, где раньше была стоянка для карет! То есть, с одной стороны, была сохранен антураж старинного особняка, но, с другой стороны, он наполнен современными, очень технологичными конструкциями. Мы сами могли в этом убедиться в ходе небольшой экскурсии, которую нам устроил художественный руководитель театра Дмитрий Бертман: новая сцена, акустика в залах действительно впечатляют!
Во-вторых, безусловно, я знала, кто такой доктор Гааз; в свое время прочла его книгу-обращение к русским женщинам. Знала также, что на его могиле начертаны замечательные слова – «Спешите делать добро!». И во время спектакля меня не покидала мысль о том, не мог ли Федор Григорьевич Углов, для которого эта фраза – «Спешите делать добро!» - была своеобразным девизом, которым он руководствовался в своей профессиональной деятельности и в жизни, подчерпнуть ее в годы своей молодости из высказываний святого доктора Гааза?
Ну и в-третьих, сама история, почти евангельская, о необыкновенном человеке, чужаке, немце, приехавшем в Россию в молодом возрасте, лечившем знать, родственников императора и быстро разбогатевшем, а потом в одночасье «спустившем» все свое имущество на «зэков» и, кроме всего прочего, добившемся для них определенных прав и послаблений – никого не оставит равнодушным. Автор либретто оперы, знаменитая Людмила Улицкая, назвала Гааза юродивым, и в этом есть большой смысл.
Поэтому когда «геликоновцы» сказали, что хотели бы, чтобы европейская премьера оперы на «Золотой маске» в Эстонии стала началом большого турне спектакля по Европе, Фонд академика Углова не мог не откликнуться и не помочь в организации этого мероприятия. То есть, мы тоже поспешили сделать добро, оказав посильную финансовую помощь в организации европейской премьеры спектакля в Русском театре Эстонии, который находится в г. Таллинне. Очень надеемся на то, что «старт» будет удачным. Тем более этот проект получил поддержку Посольства России в Эстонии и лично чрезвычайного и полномочного посла России в Эстонии Александра Михайловича Петрова.

Тогда следующий естественный вопрос – как принимали спектакль? Как всё  прошло?

Ровно как у Пушкина – «Театр полон, ложи блещут…»! Эту цитату в полной мере можно отнести к замечательным интерьерам Русского театра Эстонии. Порадовала подготовленная, радовавшая глаз замечательная публика, которая действительно пришла на весьма значимое культурное мероприятие, и было видно, что зрители относятся к происходящему как к некоему таинству. Порадовал и художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, который во время своего вступительного слова к спектаклю отказался от услуг переводчика на эстонский, сказав, что в Таллинне все прекрасно понимают по-русски. И по реакции зала стало понятно, что – да, действительно все всё понимают! Отлично поняли зрители и чрезвычайного и полномочного посла России в Эстонии Александра Михайловича Петрова, который отметил крепость российско-эстонских культурных связей. И это не дежурная фраза. Могу засвидетельствовать: в Эстонии российскую культуру любят. Непродолжительный по театральным меркам спектакль идет около часа, но на его протяжении, что называется, пролетающую муху было бы слышно. А по окончании – овация! Зал аплодировал стоя, долго не отпуская труппу, что, конечно же, было очень приятно!
Далее был прием, организованный Посольством России в Эстонии, на котором мне было особенно приятно рассказать об академике Федоре Григорьевиче Углове, чей профессиональный и медицинский долг чем-то очень напоминает историю святого доктора Гааза, просто с разницей примерно в 120 лет. Собравшиеся слушали с большим интересом, возрастные зрители и слушатели активно кивали, помня имя академика со времен единого советского государства.
Ну а мне было особенно приятно вручить директору Русского театра в Таллинне книгу самого доктора Гааза! Это репринтное издание 1697 года, рукописи которого в конце 19-го века нашел Александр Кони и многие из них издал. Так, через 40 с лишним лет после кончины доктора Гааза появились его книги. Мне же эту уникальную книгу подарили сотрудники клинического госпиталя в Москве, который располагается рядом с немецким кладбищем, где похоронен доктор Гааз – что тоже весьма символично!



Возврат к списку