Даже в пожилом возрасте мозг можно держать «тонусе», доказали ученые из Рурского университета Бохума.
Немецкие исследователи провели эксперимент и с помощью компьютерной визуализации авторы показали, что у молодых и пожилых пациентов процесс обучения сопровождается одинаковым повышением мозговой активности. Но различаются её механизмы.
Участниками эксперимента стали люди разных возрастов. До них дотрагивались двумя швейными иголками, расположенными друг от друга на небольшом расстоянии. Большинство пожилых пациентов считали, что вместе двух игл они чувствуют одну и чем моложе был испытуемый, тем лучше ему удавалось почувствовать оба предмета. В это время учёные делали запись активности головного мозга с помощью функциональной МРТ, которая показала широкую и разлитую активность как у пожилых, так и у молодых людей. Полученные данные загрузили в компьютерную программу, способную симулировать работу мозга и связанные с ней нарушения восприятия.
Как оказалось, у пожилых людей подобная активность сопровождалась ослаблением механизмов, которые помогают сосредоточить работу мозга на определённой задаче, то есть они гораздо хуже фокусировались, чем молодые участники. Таким образом, компьютерное моделирование помогло ответить на главный вопрос: почему людям в возрасте труднее осязать острие иголки.
Но, как утверждает сотрудник лаборатории пластичности мозга Рурского университета доктор Хуберт Динсе, ухудшение чувственного восприятия с возрастом может быть обратимо с помощью обучения и тренировок.
Несмотря на то, что подобные тренинги не могут обратить вспять механизмы старения мозга, но процессы ремоделирования нервной ткани помогают держать умственные способности на высоком уровне в любом возрасте.
Работы на тему взаимосвязи процесса старения и интеллекта, человеческого мозга были и у академика Федора Углова. Вот, к примеру, отрывок из его статьи:
«Сопоставляя жизнь и смерть различных людей нельзя не прийти к заключению, что вся жизнь человека, его поведение и даже старение определяется его интеллектом, то есть центральной нервной системой. Чем выше развит его мозг, тем совершеннее идут процессы внутри организма, тем дольше он сохраняет ту гармонию, которая заложена в самой природе человека. И если какая-то причина, будь то внешняя или зависящая от него самого, не выведет его из равновесия, то такой человек проживет долго, до последнего дня сохраняя свой человеческий облик в полном и глубоком понимании этого слова.
Многие ученые согласны с тем, что чем выше уровень деятельности центральной нервной системы, тем больше возможности организма в соприкосновении с внешней средой и тем больше сроки индивидуальной жизни человека. Были сделаны попытки рассчитать связь между развитием мозга и продолжительностью жизни. На основании сопоставления продолжительности жизни и отношения веса мозга к весу тела — приходят к выводу, что «более умный живет дольше». Это можно объяснить следующим образом: возрастные изменения в центральной нервной системе — один из важнейших механизмов старения организма, то есть старение нервной системы ведет к старению всего организма».