Ф.Г.Углов: «Я такой же жадный до жизни, как и Александр Сергеевич…»

Ф.Г.Углов: «Я такой же жадный до жизни, как и Александр Сергеевич…»
Ф.Г.Углов: «Я такой же жадный до жизни, как и Александр Сергеевич…»

Сегодня, в день 220-ой годовщины со дня рождения А.С.Пушкина, невозможно обойти тему отношения к нему Федора Углова. Похоже, эта тема неисчерпаема, так как то тут, то там, перечитывая книги и статьи академика, встречаешь упоминания его любимого поэта. Высказывание, вынесенное в заголовок настоящего материала, воспроизведено со слов вдовы академика, Эмилии Викторовны Угловой-Стрельцовой, которая отмечала, что Федор Григорьевич не раз подчеркивал сходство отношения к жизни и своему делу у него самого и у поэта.

Углов не только отлично знал произведения Пушкина и великолепно декламировал наизусть целые главы и отрывки, о чем есть масса свидетельств очевидцев, но и интересовался биографией поэта, изучал его жизненные принципы, прочел много книг о Пушкине. И нам кажется уместным сегодня привести цитаты из книг Ф.Г. Углова, где автор упоминает великого поэта. Так, в книге «Человек среди людей» Федор Григорьевич рассуждает о том, насколько по-разному можно воспринимать критику в свой адрес. И ориентируется в этом вопросе на Александра Сергеевича:

«…По-разному люди воспринимают критические замечания. Чем выше интеллект, тем терпеливее человек относится к критике. Образцом в этом отношении может служить А. С. Пушкин. Он писал: «Читая разборы самые неприятные, смею сказать, что всегда старался войти в образ мыслей моего критика и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ним согласиться со всевозможным авторским себя отвержением».

Чем величественнее человек, тем он с большим вниманием относится к критике, самой для него неприятной, потому что его не покидает стремление к совершенствованию. И наоборот, чем ограниченнее способности, тем нетерпимее отношение к справедливым замечаниям, даже высказанным в самой доброжелательной форме…».

В книге «Под белой мантией» академик Углов без излишнего пафоса, но очень убедительно и ярко говорит о месте Пушкина в российской истории и культуре:

««…Клянусь честью, - отвечал с грустью Пушкин своим оппонентам, считавшим, что Россия не имела своего литературного прошлого, - что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю кроме истории наших предков…» Пушкин говорил с такой гордостью о России, не будучи в состоянии привести в доказательство славы нашей Родины то, что можем сказать мы: Россия дала миру Пушкина, и его имя – это символ колоссальных потенций русской культуры и самого русского народа. С середины 19-го века ни одно событие в русской культуре, в русской литературе не происходило без чарующего влияния пушкинского слова, его всеобъемлющего гения, без его отзывчивости и пропаганды общечеловеческих гуманных идей.

Несмотря на мировое значение, Пушкин является прежде всего поэтом русским. Гоголь писал: «Право называться писателем национальным решительно принадлежит ему…».

Учителя учили нас, что Пушкин бессмертен, потому что не умирают высокие нравственные идеалы, потому что всегда поучительны самоотверженные уроки чести, потому что вечны великие примеры человеческого мужества и душевного благородства.»




Возврат к списку