День медицинского работника: отмечаем «по Углову»

День медицинского работника: отмечаем «по Углову»

Ежегодно в третье воскресенье июня в России по многолетней традиции, отмечают День медицинского работника (День медика). И хотя основанием для отмечания этого профессионального праздника послужил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях, традиция этого замечательного праздника не только прижилась, но и развилась в ежегодное чествование лучших представителей самой гуманной профессии, коих в России, конечно, немало.

Профессия врача одна из самых старейших в мире, и в настоящее время она востребована буквально везде. Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался к доктору за помощью и лечением. Ведь даже в самом начале жизни человека — при рождении младенца — непосредственное участие принимают доктора. А современное здравоохранение и усилия врачей направлены не только на лечение болезней и поддержание здоровья человека, но и на его развитие. 

И все-таки в основе профессии врача лежит особый склад характера, не допускающий никаких иных приоритетов, кроме особенного, чуткого, сострадательного отношения к больному. Так считал академик Ф.Г.Углов, и его постулаты разделяет подавляющее большинство его последователей – современных врачей.

Академик считал, что бережное, заботливое отношение к больному, который всегда должен быть в центре внимания врача – это тот постулат, который нужно особо тщательно сохранять, развивать и перене­сти в XXI век. В своей книге «Под белой мантией» он говорит о том, какими должны быть отношения врача и больного. «Истина заключается в том, что именно горе и слёзы больных издавна заставляли врача идти неизведанными дорогами, искать способы борьбы с коварными, неподдающимися заболеваниями. Как и каждый человек, врач может сказать, что его смена кончилась и ему пора домой; он может сказать, что вообще данные болезни в настоящее время ещё не лечатся, и спокойно отдыхать в кругу семьи или друзей. Но часто ли вы слышали такое? Зайдите в клинику почти в любой операционный день, зайдите поздним вечером — у постели тяжелобольного вы застанете и дежурного, и лечащего врача, и ассистентов хирурга, которые принимали участие в операции, и наркотизатора, и уж конечно самого хирурга. Все они заняты делом: проверяют пульс больного, давление, частоту дыхания, берут анализы крови, для чего специально просят задержаться лаборантку. Завтра у них снова напряжённая вахта, и за часы неусыпного бдения никто им не платит сверхурочных. Да, впрочем, они и не думают об этом. Их волнует судьба пациента, которого надо спасти. А завтра другой больной пойдёт на операцию, они и за него будут так же переживать, так же сторожить у его постели, чтобы не пропустить какое-нибудь осложнение, успеть его ликвидировать.»

И это не идеализация вопроса. Это была выстроенная при хирурге Углове система: так работал сам Федор Григорьевич, так работали его подчиненные.

И именно проблему гуманного отношения врача к больному академик считал первостепенной для развития медицины: «…Что бы я ответил, если бы меня спросили: какие проблемы существуют сегодня в медицине, что следует считать главным? Я не стал бы перечислять болезни, и поныне непобеждённые, — это известно. Не стал бы упоминать о нехватке у нас стационарных мест или о задачах улучшения технического оборудования больниц, — это поправимо. Проблемой проблем остаётся чуткость врача к больному, и её не решить только прослушиванием курса лекций по деонтологии, — тут сказываются недочёты в системе воспитания. … Поэтому, обращаясь к молодым людям, раздумывающим о профессии для себя, я говорю: «Если у Вас жестокое сердце, если не чувствуете сострадания к больным — не идите в медицину! Ибо здесь должны работать люди с повышенной отзывчивостью на человеческое горе!»

Академик Углов считал гуманизм русской медицины ее высшим качеством, ее знаменем. Тема необходимости сохранения и дальнейшего развития этого качества красной нитью проходит через многие его произведения. Так, например, в статье «Пути развития клинической медицины в ХХI веке» он говорит об исключительной важности роли врача-наставника, который не только сам обязан «…сохранить гуманистические принципы и перенести их в XXI век, но всемерно развивать их и через своих учеников передать на все будущие поколения».




Возврат к списку