11 сентября - День пропаганды трезвости

11 сентября - День пропаганды трезвости
В День пропаганды трезвости в Республике Саха (Якутия) в Северо-Восточном федеральном университете состоялись традиционные XII Угловские чтения. 

С фотографиями можно ознакомиться здесь - https://www.s-vfu.ru/photos/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=6052

Историю этого праздника описывает Юрий Кашин в статье "День трезвости: Церковь и общество".

Впервые в России День трезвости прошел в 1911 году в Санкт-Петербурге по инициативе группы трезвенников, ядро которых составляли высокооплачиваемые работники умственного труда. Празднование Дня трезвости проходило под лозунгом «В трезвости счастье народа». Ими также был создан Всероссийский союз христиан-трезвенников.

К 1911 году в России насчитывалось 1873 православных и 273 социальных обществ трезвости. Бурный рост этих обществ был вызван предложением Священного Синода в 1889 году к духовенству заняться созданием обществ трезвости в стране. Высокооплачиваемые работники умственного труда также создали Всероссийский союз христиан-трезвенников. Всего к 1911 году в российских обществах трезвости насчитывалось порядка полмиллиона человек.

На рубеже веков проводится большая работа по воспитанию трезвости в подрастающих поколениях. Выпускается «Листок трезвости для школьников», как бесплатное приложение к журналу «Трезвая жизнь», а для детей младшего возраста выпускается листок трезвости «Зорька». Регулярно издавались учебники и хрестоматии трезвости для школьников, а для студентов вводились «нормальные антиалкогольные курсы». Во многих губерниях издавались трезвеннические газеты и журналы. Только в Петербурге было более восьми таких журналов, в том числе: «Трезвая жизнь», «Отрезвление», «Листок трезвости», «Сила трезвости», «Сеятель трезвости», «Трезвые всходы», «Трезвость и бережливость», «Народная трезвость».

Всё это появилось не на пустом месте. В 1909 году Святейший Синод своими Указами ввёл преподавание правил борьбы с алкоголизмом в духовных семинариях, а в1910 – преподавание основ науки о трезвости во всех церковно-приходских школах.

Следует отметить, что Россия в то время была одной из самых трезвых стран Европы. По данным Gabrielsoh в период 1906-1910 годы Российская империя находилась на 16 месте из 20 стран по потреблению абсолютного алкоголя на душу населения. В России потребляли тогда 3,41 литра абсолютного алкоголя на душу. Для сравнения во Франции тогда потребляли 22,93 литра абсолютного алкоголя на душу населения – в 6,7 раза больше, чем в России. По потреблению водки, создававшей основное количество бедствий, Россия находилась на восьмом месте из двадцати стран. В частности, смертность от опоя (отравления алкоголем) на один миллион населения была в пять раз выше, чем во Франции.

По данным, опубликованным в отчёте ВОЗ в 2018 году, в России употребляют 11,7 литра на в пересчете на абсолютный алкоголь. При этом ВОЗ учитывает официальный алкоголь и не всё население, а только лиц старше 15 лет.

Официально празднование Дня трезвости было установлено Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году (определение № 6966 от 08 августа 1913 года). В 1914 году было принято решение ежегодно отмечать День трезвости, как общецерковный праздник, (определение № 2481 от 13-31 марта 1914 года).

День трезвости был приурочен к одному из великих церковных праздников Усекновение главы Иоанна Предтечи – великого Пророка. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Он обличал иудейского царя Ирода Антипу за сожительство с женой своего брата Иродиадой и другие грехи. Подобная правда всегда досаждает власть имущим – Пророк был заключен в темницу.

Однажды на пьяном пиру племянница царя Саломея исполнила перед ним возбуждающий танец. В награду за танец царь Антипа пообещал исполнить любое её желание. Саломея, по наущению матери, попросила в награду принести ей голову Иоанна Предтечи.

Несмотря на попытку отговорить племянницу от этой затеи, данное по-пьянке обещание было исполнено. Голова Иоанна Предтечи, к удовольствию сожительницы, была принесена к пирующим на блюде. По преданиям, вся тройка была наказана за гибель Пророка. Царь Ирод потерял своё царство и вместе с сожительницей они живыми провалились сквозь землю. Плохо кончила и Саломея. В древних источниках, по одной версии, царь Ирод Антипа после потери царства умер в изгнании, по другой версии, был убит.

Всецерковный День трезвости получил мощную поддержку населения. В этот день служили молебны, проходили крестные ходы, кружечники в городах собирали деньги на борьбу с пьянством. В этот день проходили народные гуляния и общественные чаепития. Студенты и образованные люди читали лекции о вреде алкоголя. С церковных амвонов призывали к трезвому образу жизни. А крестьяне целыми сёлами давали зарок не употреблять спиртное.

Например, ещё в 1860 году в Свято-Троицком храме села Мостовое Сарапульского уезда Вятской губернии священник призвал жителей к трезвости и при храме было создано общество трезвости. Это село находилось у большой дороги и в престольные праздники пропивало 600 рублей серебром. Жители села согласились с батюшкой и дали зарок не употреблять алкоголь.

Журналист из газеты «Вятские ведомости» специально ходил по селу с бутылкой вина и испытывал местных пьяниц на прочность. Ни один из них на дармовое вино не позарился.

В начале первой мировой войны в России был введён запрет на продажу крепкого алкоголя, получивший название «сухого закона». После 1914 года о праздновании Дня трезвости неизвестно. А после Октябрьской революции все общества трезвости прекратили свое существование. Многие священники, руководители обществ трезвости, были репрессированы и уничтожены. Так, в городе Воткинске руководитель общества трезвости священник Николай Чернышев был расстрелян большевиками после подавления Ижевского восстания вместе с его дочерью учительницей Варварой. Во время ареста дочь не могли оторвать от отца и их увели вместе. До последнего вздоха отец Николай читал молитву. Один из красноармейцев рассказал в доме, куда его пустили погреться:

«Расстреливали длинногривого, но никак не могли. Сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами».

Николай Чернышев и его дочь Варвара включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

С 2005 года в нашей стране началось восстановление празднования Дня трезвости. В 2006 году его отмечали трезвенники Первоуральска.

Уже в 2007 году в Екатеринбурге прошёл Крестный ход в честь Дня трезвости. День трезвости поддержало правительство Свердловской области. Во многих местах были развёрнуты посты трезвости, в учебных заведениях проводились уроки трезвости, врачи и волонтёры консультировали всех желающих, раздавались листовки и диски. Праздник стремительно распространился по Уралу и его подхватили другие регионы.

Народное творчество в День трезвости не имеет границ. Священники с иконой «Неупиваемая чаша» облетают город на самолете, а трезвенники в честь праздника прыгают с парашютом, совершают трезвые пробежки, организуют концерты и спортивные мероприятия [4].

Сейчас мы живём в условиях мощного проалкогольного информационного террора. В фильмах и сериалах каждые 8-12 минут демонстрируются сцены с винопитием, демонстрируются бутылки или рюмки и фужеры. На радио примерно в каждой пятой песне упоминается алкоголь или состояние, с ним связанное. Повсюду витрины и вывески алкогольных магазинов и забегаловок, а в алкомаркетах покупатель по пути к кассе несколько раз натыкается на алкогольные витрины. Алкогольные образы бомбардируют сознание человека, порождая ассоциации и желание выпить.

Наши подрастающие поколения обречены употреблять алкоголь и поэтому часть наших детей должна погибнуть, стать инвалидами, наркоманами, уголовниками, извращенцами, потерять свои семьи или породить больных детей и уродов. А многие из-за употребления спиртного просто не состоятся, как личность, не раскроют свои способности и богом данный им талант. Разумеется, для всего этого есть иные причины, но алкоголю, причём умеренному алкоголю, принадлежит среди этих причин львиная доля.

Судите сами, как могут оставаться трезвыми наши дети, когда пьют родители, учители, врачи, руководители и те, кому они подражают? На их жизненном пути существует огромный дефицит примеров трезвого образа жизни, дефицит правдивой информации о влиянии алкоголя на жизнь человека и общества.

В этих условиях актуальность проведения Дня трезвости в нашей стране возрастает. Не являясь официальным, этот праздник получил название Всероссийский День трезвости( в документах Минздрава РФ и в СМИ День трезвости обозначается, как всероссийский). День трезвости возрождают Православные общества трезвости, трезвенническое движение страны, общественные и неформальные организации. Активное участие в проведении Дня трезвости принимает Минздрав РФ и его региональные отделения. Проведение Всероссийского Дня трезвости находится в повестке ряда региональных властей, осознающих масштабы этого народного бедствия.

Важные решения по утверждению трезвости и возрождению празднования Дня трезвости были приняты 25 июля 2014 года на заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В опубликованных материалах сообщается:

1. Принять Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.

2. Одобрить к богослужебному использованию чин Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании и направить его в Издательство Московской Патриархии для публикации в Журнале Московской Патриархии, а также в подобающих богослужебных изданиях.

3. Восстановить ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовать архиереям и духовенству в этот день:

а) посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвного образа жизни;

б) совершать Молебное пение о страждущих недугом винопития;

в) по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.

Всероссийский День трезвости, подобно факелу, освещает неприглядность проалкогольного образа жизни. Этот праздник призывает задуматься о своих взаимоотношениях с алкоголем и привлекает молодых людей в мир трезвого здорового образа жизни. Для общей пользы каждый человек может внести свой вклад, пусть даже небольшой, в повышение уровня трезвости в нашем народе.




Возврат к списку