Ф. Г. Углов. НЕИЗБЕЖНЫ ЛИ АВАРИИ НА ДОРОГАХ?

Ф. Г. Углов. НЕИЗБЕЖНЫ ЛИ АВАРИИ НА ДОРОГАХ?
По далеко не полным данным аварии на дорогах с человеческими жертвами в нашей стране происходят 4-5 раз чаще, чем в других промышленно развитых странах. Ежегодно гибнут десятки тысяч людей, в том числе, и детей, однако ни общественность, ни печать не бьют тревогу, смирились с этим злом как с неизбежным. А так ли это? Можно ли избежать этого зла или хотя бы его уменьшить его?

Опыт других стран с автомобильным движением более интенсивным, чем у нас, доказывает, что автокатастрофы при определенных условиях можно и должно резко сократить. Каковы основные причины дорожных происшествий? Их много. Назовем главные: плохие дороги; превышение скорости; отсутствие или недостаточное количество дорожных знаков, регулирующих движение; опьянение и недисциплинированность водителя; лихачество.

Дороги страны — это то же, что кровеносные сосуды у человека. При плохих сосудах не может быть здоровым человек, а их глубокие изменения часто являются причиной тяжелых и длительных заболеваний и преждевременной смерти. То же самое можно сказать и про дороги. Плохие дороги — наиболее частая причина катастроф и гибели людей. Плохие дороги затрудняют передвижение грузов, или делают его невозможным. При плохих дорогах часты поломки транспорта, простои, большие потери на дорогах. В сельских местностях России, например, состояние дорог является причиной огромных потерь сельскохозяйственной продукции. По некоторым данным эти потери составляют, например, до 30% собранного зерна.

Некоторые специалисты считают: потери сельскохозяйственных грузов при уборке урожая столь велики, что на эти средства, сохранив их, мы могли бы построить прекрасные дороги по всей стране. Часто приводят такой разговор между русским и японцем. Русский говорит японцу: «У вас хорошие дороги потому, что вы богаты». А японец отвечает: «Мы потому богаты, что у нас хорошие дороги». Действительно, трудно себе представить богатую страну или богатое хозяйство при плохих дорогах. Недавно я был в Костромской области и проехал по ее дорогам. Могу уверить, что любая сельхозтехника, приехав на место работы, должна будет начать с ремонта, так как без поломок по этим дорогам проехать нельзя. Можно себе представить, какие потери имеют место при массовом наплыве грузов при уборке урожая! Такую же картину я наблюдал и в Пензенской области. В сухую погоду от дорог идет пыль на километры, оседая на хлебах и овощах. А начнутся дожди — по эти дорогам проедет разве что трактор.

Между тем, в Грузии, где я бывал часто, все дороги — и в городах, и в селах — асфальтированы, и даже в селениях, расположенных в горах, асфальтированная дорога подходит к каждому дому. Вот что значит, когда руководители республики заботятся о своем народе! Второй частой причиной дорожно-транспортных происшествий является превышение скорости. Чем больше скорость, тем чаще происходят аварии при малейшей неточности со стороны водителя.

Когда я учился водить машину, мои учителя, опытные водители, говорили мне: «До 50-ти километров шофер управляет машиной, после 50-ти — она им!» Поэтому при езде в черте города или в местностях, где пересекаются автомобильные и пешеходные дороги, более быстрая езда не сегодня, так завтра обязательно закончится трагически. Во многих странах — Англии, Франции, США и других — при наличии у них прекрасных дорог дорожное движение ограничено в черте города 50 километрами, а за городом — 60. Эта мера позволила за очень короткое время почти вдвое уменьшить число ДТП, хотя количество машин на дорогах за эти годы увеличилось.

Только на больших автострадах при одностороннем движении в 3–4 ряда, когда встречные полосы разделены оградой, допускается скорость до 100 км/час. Важным условием, способствующим сокращению числа ДТП, является наличие четких дорожных указателей: название населенных пунктов, предупреждение о близком повороте, о сужении дороги, а главное — знак «стоп» перед нерегулируемым перекрестком. За рубежом за этим следят очень строго и наказывают за нарушения беспощадно. Как-то в Канаде я ехал со своим другом профессором Бигелоу — хирургом с мировым именем. Перед каждым знаком «стоп» он обязательно останавливался. Я его спросил: «Зачем Вы останавливаетесь? Хоть здесь и есть знак, но Вы же видите, что ни с одной стороны нет никакого транспорта!» Он мне ответил: «Если я не остановлюсь хоть на секунду, меня оштрафуют на 85 долларов. Это очень важно в борьбе с лихачеством.

Знаки стоят у нас довольно часто, и, остановившись перед одним, даже лихач не успеет набрать большой скорости, как встретит какое-либо новое ограничение. Он поневоле будет ехать медленно, что очень важно для предупреждения аварии». В Канаде я был свидетелем того, как полицейский оштрафовал водителя на автостраде за то, что тот превысил скорость в 100 км. За рубежом, где мне часто приходилось бывать, я не видел, чтобы в городе машины обгоняли одна другую. При скорости 50 км/час все машины идут в ряд. У нас же одна машина идет со скоростью 60 км, другая — 80, а то и 90. И это в черте города!

Часто можно наблюдать, как водитель на протяжении одного километра два-три раза меняет рядность. Как можно избежать аварий при таком движении? Я живу в поселке Комарово. Это курортный район, дороги и тропинки пешеходов здесь часто пересекают шоссе. А машины по шоссе идут со скоростью 80-100 км/час — и это при двустороннем движении. Неудивительно, что на этом участке (протяженностью около 50 км) редкий день проходит без ДТП, нередко с человеческими жертвами.

В курортной зоне скорость движения автотранспорта не должна превышать 50 км. Поэтому очень важно наличие сети придорожных знаков, регулирующих движение, и строгий контроль над их соблюдением. Мы уже давно вышли на первое место в мире по числу ДТП. При этом важно отметить, что и по уровню душевого потребления алкоголя мы тоже давно и прочно занимаем первое место. Очевидно, что эти показатели взаимосвязаны. Сегодня вероятность попасть в автомобильную аварию со смертельным исходом у нас в пять раз выше, чем в других промышленно развитых странах. Может быть, нам пора задуматься об этом и начать серьезную борьбу с этим злом?! Ведь большинство аварий происходит по причинам, которые можно и нужно устранить!

По расчетам специалистов, более, чем в половине случаев ДТП связаны с потреблением алкоголя. При этом находятся люди, которые утверждают, что малые дозы алкоголя не влияют на аварийность, и вычисляют, какой уровень алкоголя в крови допустим для водителя. Конечно, это рассуждения алкоголиков. Более 100 лет назад доказано, что любая концентрация алкоголя оказывает угнетающее действие на все органы чувств и на быстроту реакции. Чешские ученые установили, что шофер, выпивший перед дорогой кружку пива, совершает аварии в 7 раз (на 700%!) чаще, чем трезвый. Водитель, выпивший 50 г водки, совершает аварии в 30 раз, а выпивший 200 г — в 130 раз чаще, чем трезвый.

В ряде стран водителя, выпившего перед дорогой любую дозу, рассматривают как потенциального убийцу. В Японии, например, водителя, в нетрезвом состоянии совершившего аварию со смертельным исходом, приговаривают к смертной казни. Мне думается, что одной из причин столь частых аварий на наших дорогах нужно считать недостаточное внимание, уделяемое названной проблеме. Между тем, тяжесть последствий потребления алкоголя за рулем столь велика, что уже давно многие специалисты вносят предложения, чтобы шофера, оказавшегося выпившим за рулем, навсегда лишать водительских прав. Я считаю, что одна эта мера способна в несколько раз сократить число ДТП на наших дорогах.

Решительные меры по борьбе с аварийностью на дорогах надо принимать именно сейчас, при разгуле пьянства и упадке дисциплины. В стране по разным причинам, в том числе и на дорогах, гибнут люди; гибнут дети, которых у нас и так с каждым годом становится все меньше. Строгий контроль, штрафы за нарушения правил дорожного движения очень важны и нужны, они дисциплинируют водителей, помогают уменьшить число ДТП. В наши дни многие «новые русские», обогатившись за счет ограбления народа и накупив себе «Мерседесов», с особым азартом проявляют «удаль» на дорогах, — как в черте города, так и в пригородах. Может быть, пора ограничить их порывы? К сожалению, я почти не наблюдал, чтобы таких лихачей останавливали представители ГИБДД. А ветерана, едущего спокойно и тихо, могут оштрафовать за то, что он не пристегнул себя ремнем безопасности.

Проблема ДТП слишком важна, чтобы от нее отмахнуться и не принять самых решительных мер в защиту людей (особенно, детей), которые погибают неизвестно за что.



Возврат к списку