Ф. Г. Углов. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

Ф. Г. Углов. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Как моментами не бывает жизнь тяжела и безрадостна, как подумаешь об ее скором конце, сразу же станет страшно. Расставаться с ней ни как не хочется. Нет, думаешь, жизнь все же лучше, чем смерть. Нет, не надо смерти… Как ни тяжела жизнь, но все же это жизнь… Это солнце, свет. Это знакомые, друзья. Это близкие, родные люди, которые хотя иногда и огорчают, но как приятно с ними быть, общаться, советоваться… Нет… Нет… надо жить, во что бы то ни стало.

Это стремление к жизни при любых условиях, этот страх перед смертью, когда не знаешь, что тебя ожидает там, гениально выразил Л.Н. Толстой в своем коротком рассказе: «Старик и смерть». Старик, обремененный годами и нуждой, с трудом несет тяжелую ношу. Изнемогая под ее тяжестью – он восклицает: «Где же ты смерть моя? Приходила бы поскорее»… А смерть, тут как тут, явилась со своей острой косой: «Старик, ты звал меня? Зачем?» Старик, увидев так близко смерть испугался, и забыв о своей нужде и тяжелом труде, воскликнул: «Я звал тебя, чтобы ты помогла мне нести тяжелую ношу».

Подобное мы не редко наблюдаем и в жизни. Утомленные нуждой и тяжелым трудом, не редко говорят: «Как трудно жить. Хотя бы смерть пришла поскорее». Но когда смерть приходит близко, мало кто ее с радостью приветствуют. Как врач могу сказать, что наблюдая людей в их тот период, когда смерть вот-вот придет к человеку, в трагический момент между жизнью и смертью, я не услышал ни от одного человека, что он хочет умереть, что он приветствует смерть. Нет! Не надо смерти. Только жить. Пусть трудно. Пусть боли. Но жить, жить, во что бы то ни стало.

Но так боясь смерти, дорожим ли мы своей жизнью? Бережем ли ее? К сожалению, мы очень часто относимся так же, как и к некоторым вещам: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Только в этом случае плачем уже не мы, а наши близкие, родные, которые нас любили и для которых мы дороги. Особенно в молодые годы, когда жизнь так прекрасна мы ей совсем не дорожим. Почему? Да потому, что пока ты молод и здоров, тебе кажется, что жизнь бесконечна… А смерть? Это, конечно, нечто страшное… Но когда это будет? А может и не будет? А жизнь, возможно, будет продолжаться бесконечно. Поэтому об этом лучше не думать! Но и в зрелом возрасте, человек как-то не заботится о жизни. Живет и живет, а чтобы позаботиться о ней, поберечь ее, он как-то не думает.

Но почему человек так беспечно относится к жизни, если она ему дорога? Может быть потому, что она ему легко досталась? Ведь мы обычно дорожим тем, что нам досталось с трудом. А жизнь, особенно в молодости, да и позднее, нам кажется бесконечной и нечего не стоит. «Жизнь наша – копейка» – поется в одной песне. Мы, и просто не замечаем, и не задумываемся над тем: стоит ли она чего-нибудь… Незаметно летит время в мелочах и повседневных заботах… Не успеешь оглянуться, а тебе уже перевалило за 40… за 50… маячит уже 60? А там? Уходи на пенсию? И вдруг, как-то незаметно ты осознаешь, что ты прожил полвека. Что тебе жить-то осталось совсем немного.

Вот – сосед по лестнице твоего же возраста, а его уже нет. Умер на днях. А сосед по кафедре? Твоих же лет, а его уже нет. С честью похоронили. А на себя погляди в зеркало. Где твои черные волосы? Ты же совсем седой. Давно ли по лестнице вверх чуть не бегом поднимался. А теперь стоишь и ждешь лифта!.. Как же так?! Неужели жизнь кончается? А ты вроде собирался начать жить по- настоящему!? А то, что ты живешь, тебе казалось только подготовкой к настоящей жизни! Вот думалось, устроюсь с квартирой!.. Вот зарплату прибавят!.. Вот сын подрастет тогда и начнем жить по-настоящему!.. А это что же? Неужели так и не поживешь, как мечтал? Впереди так много работы – не початый край. А жизнь кончается и так рано.

А если оглянуться, скольких из моих сверстников нет в живых? Значит и моя очередь подходит? Есть правда среди знакомых, которые живут 80-90 лет. Но ведь это же редкость! И почему им удалось продлить свою жизнь и сохранить работоспособность, энергию и жизнерадостность, а других того же возраста уже нет! И почему я раньше этим не интересовался? Не упустил ли я время, когда еще можно что-то сделать, чтобы прожить долго? И что именно надо предпринимать? Так или иначе, что-нибудь в этом духе, возникают мысли у многих из тех, у кого незаметно и как-то особенно быстро пролетят 5-6 десятков лет. И тогда человек начинает читать разные книги, заглядывать в справочники, беседовать с пожилыми, а особенно со стариками, чтобы узнать, как им удалось дожить до таких лет? Может быть, они имеют какой-нибудь эликсир жизни или знают о нем что-нибудь? Идут в библиотеку, читают разные книги, но к их разочарованию, они не могут найти, ни учебника, ни даже пособия, в котором было бы сказано, что надо делать и чего не надо, чтобы прожить долго. Ах, какая досада, о чем думают ученые? Почему они не пишут о главном, как прожить долго? А ведь это так важно знать! А когда знаешь, то можно что-то предусмотреть и убрать с дороги то, что сокращает жизнь.

А сколько дел и забот о семье? Не так давно женился сын, у него уже двое детей, они еще совсем маленькие, внук и внучка. Надо же сыну помочь их вырастить, обучить. А в наше время – это все так трудно. Без моей помощи он непременно впадет в нужду. Моя святая обязанность ему помочь, тем более, что он еще не окончил консерваторию… Правда он уже на втором факультете, но от этого детям не легче. Как подумаешь о них, то где тут о смерти думать. А ведь она, злодейка, не спросит – окончил я все свои дела или нет? А ведь внучат-то надо не только вырастить, но и дать образование, а внучку, когда вырастет выдать замуж за хорошего человека. Короче – планы и заботы на десятилетия.

А вот как распорядится судьба никто предсказать не может. Все зависит от того, сколько я еще проживу, а на этот вопрос пока ответа нет. А ведь дума и забота не только о детях и внуках. Располагали с женой, что как дети подрастут, нам легче будет, тогда и о себе подумаем. А дети, чем становились взрослее, тем больше забот у родителей. А когда же сами- то жить будем? Когда о себе думать будем? Давно собирались в Италию съездить. Сам-то я там дважды был в научных командировках. Мне очень Италия понравилась. Хотел жену свозить. И все не удавалось. А последние годы совсем это выкинул из головы. А тут вдруг как-то ясно представилось, что не Италия тебя ждет, а нечто совсем иное и очень страшное... Правда, наша православная вера говорит, что если ты не грешен, делая добрые дела, ты можешь попасть в рай. Но ведь это очень проблематично… Да и вообще я не хочу покидать этот мир. Я так мало жил, так мало наслаждался жизнью! А жизнь, как подумаешь, такая прекрасная вещь! И почему я до сих пор об этом как-то совсем не думал! А ведь представьте себе – зимой идешь, снег под ногами хрустит, воробушки по дороге на тротуаре буквально около ног что-то клюют. Какая красота! А летом?! Как великолепно! Подумаешь – дух захватывает от красоты. Под ногами зеленый ковер из душистых трав, цветы самые разнообразные и в поле и в саду. А когда расцветают фруктовые деревья – Боже. Какая красота!

Как-то мы были весной на озере Иссык-куль. Вокруг озера широкой полосой раскинулись сады, и все деревья были облеплены белыми цветами. Весь берег был покрыт прекрасным белым покрывалом из чудесной красоты цветов! Разве это можно забыть? А ведь это можно увидеть только на земле! Но, почему я тогда не сел около этих деревьев, и не сидел часами любуясь этой сказочной красотой, которая до сих пор стоит перед глазами. Нет, не сел. И даже не остановился. Отметил, что все это очень красиво и дальше пошел по своим делам. Как, все же мы не ценим, то что имеем. Но если будешь жить, то можешь опять все это увидеть и уже подольше насладиться этой красотой.

У нас в Комарово красота иная, но ведь не хуже. Прямо из окна моей веранды, полукругом, обнимая наш дом и сад – стена из соснового бора. А зимой эту зелень покрывает белый, белый снег – что может быть красивее! Но как прожить долго? Вот в чем вопрос. Ни один ученый пока не ответил на этот вопрос. Но не ответил прямо!

Как только возникает этот вопрос, сразу же возникает другой: а зачем тебе долго жить? Вообще для чего ты живешь? Какая у него цель жизни? Не может быть, чтобы природа создала человека не для чего. Наверное какая-то цель была поставлена, перед человеком. Вот почему прежде чем решить вопрос о долгой жизни, надо ответить на основной вопрос : «Для чего живет человек»? Какая цель жизни у тебя, как у человека? Ведь не для того же Бог создал тебя, чтобы ты ел да пил. Это было бы слишком близко к животному. Бог создал человека и человеческий гений по своему подобию, отличив его от всего живого на земле – быть может и во всей вселенной. Не для того же, чтобы целью жизни человека было есть и пить?! Не зря же давно сложилась поговорка: «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть».

Без высшей цели не может существовать ни человек, ни нация – утверждает Ф.М. Достоевский . «О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком – еще долго будет привлекать человека на земле, но не высших типов, высшие типы ведь царят на земле и всегда царили и кончали всегда тем, что за ними шли, когда исполнялся срок, миллионы людей» - писал он (ппс т. 24 с 48,24,47). Вот почему, те кто наживается на обнищании народа, кто ставит богатство и наживу целью своей жизни, ценой разорения целого народа или одного человека, не поставит целью жизни ничего кроме личного обогащения, никогда не будет вождем и исчезнет при первом призыве к высшей цели, за которой придут миллионы.

Ф.М. Достоевский не только придавал первостепенное значение нравственным идеалам, но и подчеркивал их национальный характер. А.И. Герцен так же считал, что каждый народ представляет собой особый биологический вид . Поэтому тот, кто стремиться перестроить жизнь народа не по его национальному складу, а по образу другого народа, по образу, при котором легче и более закамуфлировано можно грабить и уничтожать народ под фальшивыми лозунгами и словами, не может рассчитывать на успех. Скорее всего, он пожнет презрение и ненависть и миллионы пойдут за тем, кто укажет пути высокой нравственности и любви к человеку. Человек, партия или союз одинаково мыслящих людей должны указать те нравственные идеалы, ради которых люди пойдут, может быть даже ценой великих жертв.

В течение многих лет и даже веков, после Петра 1 космополиты, бросившись подражать иностранцам, возвеличивали иные, чуждые русскому народу идеалы, тем самым тормозили развитие своих национальных идеалов. Этого не было в прошлые века. Вряд ли мы найдем во всей нашей литературе прямой и исчерпывающий ответ на этот вопрос. Однако, если мы внимательно ознакомимся с учением православной веры, которой в течение тысячелетия придерживался русский народ, мы можем подойти к правильному ответу. Заповеди господни дают нам представление о характере и долге человека, как первейшей его обязанностью перед Богом и людьми: не убий, не укради, не сотвори и т.д. И русская мать, провожая сына в дорогу на работу, дает ему наказ: будь честен, правдив, не претендуй на чужое – в духе заповедей.

Моя мама Анастасия Николаевна, простая русская женщина, этот наказ выразила, как мне кажется, более исчерпывающе. Я, уезжая в Иркутск, чтобы поступить в Университет. Дорога дальняя 1100 км. от нас до железной дороги, до Иркутска я добирался три недели. Беспокоясь обо мне и зная, что я не раньше чем через год опять смогу увидеть ее, она прежде всего думала о том, чтобы я вел себя на уровне человеческого достоинства. И мама сказала мне: «Сынок, делай людям добро и делая добро, не жди, чтобы люди тебе сразу же ответили тем же. Ты сделал добро и сразу забудь о нем. Но оно обязательно вернется к тебе и именно тогда, когда ты в нем будешь нуждаться». Вот она народная мудрость, отражающая сущность русского народа. Вот и ответ на вопрос: «Для чего живет человек».

Делать людям добро – как цель жизни человека, отвечает самым высоким идеалам и потому достойна человека, созданного по образу и подобию Божьему. Этот долг человека отражает и глубокий смысл жизни. Если представить себе, что каждый живущий на земле поставит себе такую цель жизни, то можно не сомневаться, что на земле наступит рай! Но если это соответствует Божьим законам и доступно каждому человеку, то возникает вопрос, что же мешает этому святому делу? Этому мешает зло – порожденное дьяволом. И борьба между добром и злом, промыслом Божьим и искушением дьявола и составляет основную задачу, которую надлежит решить человеку: каким путем направить свою жизнь? И каждый и нас, чтобы ответить на этот вопрос, должен решить для себя: какая у него цель? И как человек поведет себя при возникших трудностях? Тебя ударили, обидели, оскорбили. Как ты должен на это реагировать? Русская православная церковь учит: «Прощай своему ближнему, борись с врагами отечества. В этих немногих словах выражена народная мудрость, освященная Божьим промыслом. Но они требуют разъяснения. В

Библии сказано, что если тебя ударили по левой щеке – подставь правую. По учению Моисея: «Око за око, зуб за зуб». Какой путь правильный? Конечно, если тебя ударили по левой щеке – подставь правую – дело не простое. Надо этот поступок серьезно обдумать, ибо если он приведен в Библии, то он должен быть обоснован. Ударили по левой щеке. Почему по левой? Да потому, что тот, кого ударили в ссоре, был также в какой-то мере не прав. Ведь редко бывает так: один абсолютно не прав, а другой абсолютно прав. В какой-то мере правы и не правы оба. И для того, чтобы не отвечать грубостью на грубость, признает правоту обидчика и подставляет правую щеку.

Приведем анализ злого поступка по Моисею. Твой сосед ударил тебя по левой щеке. Ты за это выбил ему зубы. Он тебе выбил глаз. Ты ему поломал ноги и т. д., пока конфликт не приведет к убийству с той или другой стороны. В обществе, где господствует кровавая или родовая месть – в драку вмешиваются родственники, они убивают убийцу или его родственника. Те, в свою очередь, не остаются в долгу и убивают кого-то из родственников своего противника. И так без конца до полного взаимного уничтожения. Такая кровная месть долго существовала среди некоторых народов Кавказа, приведшая к уничтожению целых народов. С приходом на Кавказ революции и установления Советской власти, был издан закон о смертной казни за кровную месть, и только этим было приостановлено взаимное уничтожение народов. И спустя 80 лет после введения этого указа некоторые народности до сих пор составляют два – три аула.

А в 1917 году от некоторых народностей оставались единицы. В Дагестане, например, проживает 32 национальности, где люди говорят на разных языках. А ведь некоторые из них имели вековую историю и из-за кровной мести остались маленькой нацией близкой к полному уничтожению. Весь трагизм обычая кровной мести с огромной художественной силой и убедительностью показал Ю. Лермонтов в своей поэме «Хаджи Абрек». Но возьмем зло в повседневной жизни. Что оно несет человеку и обществу? Человек, только решивший, сделать кому-то зло, уже переживает его внутри себя. А зло – это такое чувство, которое разрушающе влияет на всю нервную систему человека, начиная с самых высших сфер мозговой деятельности. И пока человек носит в себе зло идет разрушение.

Вот человек сделал зло, у него появляется злорадство. Это еще более губительное чувство для нервной системы. Тот человек, которому нанесено зло, постарается ответить тем же, т. е. причинить зло своему врагу. Это зло, нанесенное уже ему, еще сильнее разрушает уже не только нервную систему, но и его мозг, и всю духовную жизнь человека. Он этим больным мозгом обдумывает, как ему нанести обидчику какое-то новое еще большее зло. И так живя в атмосфере зла, человек быстрыми темпами разрушает свою нервную систему, в том числе и ту, которая заведует функцией внутренних органов: сердца, легких, эндокринных желез и т. д., которые перестают нормально работать и ведут к разрушению уже всего организма.

Человеку, находящемуся в «злобном экстазе», кажется, что он силен и здоров, и готов вести беспощадную борьбу с обидчиком, но незаметно для него, силы его сдают. Он заболевает и рано умирает от любой случайной возникшей болезни. В результате злые люди долго не живут. И пока они не поборют в себе это зло, пока не перестроят себя на добро к людям, в том числе и к тем, против кого имели зло, борьба за долголетие бессмысленна. Что бы мы ни делали для такого человека, зло окажется сильнее и приведет человека к ранней гибели.

Хотя мне могут возразить, что мол, есть же люди, хотя и единицы, но всем известно, что они на равнее с другими делали зло, за которое все поплатились жизнью, а эти единицы живут. Почему? Здесь, надо думать, распорядился Высший разум. Бог и природа разумно поступают, оставляя единицы таких людей для примера и поучения, чтобы эти люди могли передать будущим потомкам последствия, совершаемого зла, для всех его носителей. Здесь надо сразу оговориться, что убийства и ранения, наносимые при защите отечества, не относятся к злым поступкам, т. к. оговорены в Святом писании, где сказано: «Прощай ближнему, борись с врагами Отечества, защищай свою Родину всеми средствами. Это дело Божье и это не является преступлением ни перед богом, ни перед людьми».

Совсем иначе действует на человека добро. И не только на того, кому делается добро. В еще большей степени получает пользу тот, кто делает добро. Вот человек решил сделать доброе дело. Уже при одной мысли об этом, душа его начала наполняться радостью, которая будет усиливаться по мере того, как он делает добро и видит радостное лицо того, кому он делает добро. Это благотворно влияет на нервную систему от своего и ответного добра, укрепляет и омолаживает весь организм, который легко и с большей пользой для себя воспринимает все советы на укрепление здоровья и сохранения жизненных сил.

Просматривая литературу прошлых веков и даже более современную, мы убедились, что интерес к долголетию возникал у людей, когда они достигали преклонных лет, когда подкрадывалась старость, лишавшая их радости молодой жизни, они интересовались не столько тем, как им прожить долго, столько тем, как вернуть молодость? Над этим вопросом люди задумывались уже тысячелетия и любое новое предложение, которое сулило возвращение молодости пожилому человеку, вызывало живейший интерес всего общества. Решив для себя вопрос, для чего живет человек, а именно для того, чтобы делать людям добро, можно решить другой вопрос: как прожить долго и, что для этого нужно делать, и что не делать, чтобы прожить долгую счастливую жизнь.

Эта статья легла в основу Предисловия к книге ЧЕЛОВЕКУ МАЛО ВЕКА.



Возврат к списку